Ассоциация профессиональных медицинских обществ по качеству медицинской помощи и медицинского образования. Анализ государственной программы Российской Федерации «Развитие здравоохранения».

Ассоциация профессиональных медицинских обществ по качеству медицинской помощи и медицинского образования (АСМОК) представила анализ государственной программы развития здравоохранения в РФ.

АСМОК объединяет ведущие Российские профессиональные медицинские общества и образована для содействия повышению качества медицинской помощи, а также создания национальной концепции управления качеством медицинской помощи.

В АСМОК входят Ассоциация онкологов России, Всероссийское общество неврологов, Российская ассоциация парентерального питания, Российская ассоциация специалистов медицины труда, Российская ассоциация эндокринологов, Российское общество психиатров, Лига здоровья нации.

С докладом, посвященном анализу государственной программы «Развитие здравоохранения в Российской Федерации», выступила председатель правления Ассоциации Гузель Улумбекова. Приводим полный текст ее выступления.

ТЕКСТ ПРОГРАММЫ

Название Программы не содержит сроков реализации. Должно быть: «Государственная программа развития здравоохранения на период с 2013 по 2020 г.»

В паспорте Программы отсутствует рубрика «Анализ проблем». Рубрика «Показатели реализации Программы» не включает самого главного – динамики целевых значений показателей к 2020 г.

Системного анализа демографических показателей и показателей здоровья населения за предшествующий период не представлено: анализа деятельности системы здравоохранения, анализа эффективности ранее реализованных программ, анализа демографических прогнозов и социально-экономического положения. Как следствие, сформулированные проблемы не обоснованны, не полны и не отражают реальной картины в отрасли.

Цели Программы по улучшению здоровья населения не поставлены. Целевые значения показателей не сформулированы. К 2020 г. предлагается достичь целей по стабилизации численности населения и достижения ОПЖ, которые уже достигнуты в 2011 г.

Цель «Формирование здорового образа жизни и комфортной среды обитания человека»(!) только частично относится к сфере здравоохранения.

Приоритеты Программы не отражают приоритетов, обозначенных в программных заявлениях Президента РФ В.В. Путина и Постановлениях Правительства. Вместо конкретных приоритетов в развитии здравоохранения представлены общие фразы по приоритетам развития страны в целом.

Задачи Программы сформулированы нечетко, не структурированы и не отражают всех функций системы здравоохранения.

Задача по здоровому образу жизни выходит за рамки компетенции системы здравоохранения.
Задача по повышению доступности и качества медицинской помощи слишком общая и должна быть разбита на отдельные задачи.
К задачам не приложены показатели с целевыми значениями, они представлены только в таблице 1 в конце Программы в привязке к подпрограммам, что неудобно.

Ожидаемые результаты не отражают цели программы, поскольку цели сформулированы нечетко.

Сроки и этапы реализации Программы.
Необоснованно, почему этап 2013-2014 гг. назван этапом структурных преобразований.
Необоснованно, что закон «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» создаст предпосылки для инновационного развития здравоохранения на 2015-2020 гг.
На деле этот закон не содержит ни одной нормы, направленной на развитие медицинской науки, отбрасывает систему медицинского образования на 30 лет назад и не содержит норм по увеличению финансирования здравоохранения.

Подпрограммы (10) один к одному отражают задачи, поэтому они также как и задачи, не позволят решить комплексно ключевые проблемы здравоохранения РФ. Рутинные и общие функции здравоохранения не могут являться подпрограммами: «Развитие системы качественной и доступной медицинской помощи»; «Развитие международных отношений»; «Экспертиза и контрольно-надзорные функции в здравоохранении»; «Управление реализацией Программы».

Характеристика основных мероприятий, реализуемых в субъектах РФ, не представлена. Нет информации о вовлечении иных организации и ведомств в реализацию программ здравоохранения до 2020 г. (только для ФОМС и ФСС, которые должны быть отнесены к вопросам финансирования). Перечень мер государственного и правового регулирования не представлен.

Финансирование Программы представлено нечетко. Не написано, с какого уровня и на сколько необходимо увеличить финансирование по подпрограммам. Распределение денежных средств по подпрограммам не сбалансировано, например, 90% средств идет на реализацию программы госгарантий, 3,6% − на охрану детей и материнства, 3,3% − на образование.

По объему финансирования Программы в 2013 г. – 2,4 трлн. руб. − это общий бюджет государственной системы здравоохранения. Однако перечисленные подпрограммы не включают всех статей финансирования здравоохранения, например по базовому медицинскому образованию, санитарно-эпидемиологическому благополучию, инвестиционным расходам и др.

Анализ рисков реализации Программы показал, что риски перечислены, но пути нивелирования связаны только с корректировкой Программы, а не решением проблем.

Методика оценки эффективности Программы не включает общий перечень показателей; нет их иерархии, нет оценки значимости каждого показателя, есть только формула для расчетов

Ошибочные положения
Совершенно неправильно в качестве приоритета указано на «постепенную демонополизацию государственной системы оказания медицинских услуг населению, сопровождающихся реформированием системы осуществления контрольно-надзорных функций». Контрольно-надзорные функции в здравоохранении должны остаться в руках государства, иначе это приведет к резкому снижению качества медицинской помощи
Неверно указано, что «Первичное звено должно преимущественно заниматься профилактикой заболеваний», а кто будет заниматься больными, число которых в РФ ежегодно растет?
Ужасающе непрофессионально звучит фраза: «Понятие здравоохранение все дальше уходит от рамок, задаваемых понятиями медицина, терапия и диагностика». Это неверно. В ближайшее десятилетие в РФ в условиях старения населения (на 4% увеличится число граждан старше трудоспособного возраста), постоянного роста заболеваемости (с 1990 по 2010 г. она возросла на 50% в расчете на 100 тыс. населения) и последствий воздействия факторов риска на здоровье населения (курение, алкоголизм, высокое артериальное давление и др.), которое будет продолжаться не менее 10 лет, необходимо думать прежде всего о том, как оказать медицинскую помощь заболевшим!
Существует еще одна достаточно острая проблема, напрямую связанная с оплатой труда медицинского персонала − это большой штат руководителей в здравоохранении, так как от их количества зависит уровень оплаты рядовых сотрудников.
Содействие повышению качества оказания медицинской помощи и поднятие престижа профессии «Врач» – наивысшие цели, которых добиваются ежегодным проведением конкурсов среди молодых врачей и т.п.

Часто содержатся повторы, например, в подпрограмме №1 «Профилактика заболеваний и формирование здорового образа жизни»:
в качестве цели указано: снижение потребления табака;
в качестве задачи: уменьшение распространенности потребления табака;
в качестве мероприятия 1.2.: профилактика развития зависимостей, включая потребление табака;
в качестве целевого индикатора: снижение распространенности потребления табака среди населения без привязки к какому-либо значению этого показателя к 2020 г.

Употребление непринятых, малопонятных терминов и банальных выражений:
«Средняя продолжительность жизни» должно быть: «Ожидаемая продолжительность жизни (оба пола)».
«Сосудистые заболевания»: принято называть эти заболевания «болезнями системы кровообращения», в составе которых есть цереброваскулярные болезни.
«Максимально комфортные условия для повышения рождаемости»: что имелось ввиду?
«Реинжиниринг процессов контроля качества медицинской помощи» − ?
«Образовательно-кадровый-производственный континиум» − ?
«Общая характеристика сферы реализации программы…» − ?

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Данная версия программы не соответствует требованиям, предъявляемым к такого рода документам. Программа должна быть заново переписана другими исполнителями, имеющими профессиональные знания и опыт написания такого рода программ.

Считаю, что Программа в данной редакции не может быть принята, как государственная программа развития здравоохранения РФ ни при каких условиях.

Как должно было быть, если бы разработчики Программы читали статьи В.В. Путина:
«Сбережение народа»: увеличение численности населения до 154 млн. человек к 2050 г.
Акцент на удовлетворенности пациентов.
Конкурентная заработная плата медицинских работников: увеличение в 2 раза по сравнению со средней в экономике к 2018 г.
Развитие непрерывного медицинского образования с участием профессиональных медицинских обществ.
Повышение оплаты труда профессорско-преподавательского состава вузов в 2 раза.
Увеличение доступности первичной медико-санитарной помощи.
Увеличение доступности бесплатных лекарств.
Профилактика и формирование здорового образа жизни.
Здравоохранение касается всех и каждого независимо от политической принадлежности – новая программа потребует консолидации усилий, публичного согласования и консенсуса в обществе.
Ответственность и отчетность руководителей исполнительной власти за результат.
Ликвидация коррупции.
Говорить правду людям – нельзя искажать информацию.
Привлечение профессионалов к управлению.
Доказанная эффективность решений, тестирование, публичное обсуждение, международный и отечественный опыт.
Расширение роли саморегулируемых организаций и общественных объединений.
Усиление централизации в здравоохранении.

ИТОГИ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ 2005-2011 гг.

2005-2008 – ПНП «Здоровье» – снижение общего коэффициента смертности (ОКС) на 9%, рост финансирования в реальных ценах на 10% ежегодно

2008-2010 – снижение ОКС на 3%, рост финансирования в реальных ценах – 0%

2010-2011 – снижение ОКС на 5%, рост финансирования в реальных ценах – 12% (за счет увеличения тарифов страховых взносов в ОМС на 2%)

2008-2020 – цена «неснижения» ОКС до 11,0 к 2020 г. – 2,5 млн. жизней наших граждан

Главный вывод: увеличение финансирования и контроль со стороны руководителей страны ведут к улучшению демографических показателей.

ВНЕШНИЕ ВЫЗОВЫ СИСТЕМЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РФ К 2020 г.

Демографические и в состоянии здоровья населения:
ежегодное сокращение на 1 млн числа граждан трудоспособного возраста;
старение населения: доля населения старше трудоспособного возраста увеличиться на 5%;
сокращение рождаемости из-за снижения на 15% к 2020 г. числа женщин детородного возраста;
неудовлетворительные показатели здоровья детей: около 40% детей родились больными или заболели в период новорожденности в течение последних 15 лет;
рост заболеваемости населения: в 2010 г. число острых и хронических заболеваний в 1,5 раза больше, чем в 1990 г.;
доля курящего населения и потребление алкоголя на душу населения в год в РФ почти в 2 раза выше, чем в среднем в странах ОЭСР.

Численность трудоспособного населения РФ с 2009 г. сокращается на 1 млн ежегодно. Всего с 2011 г. по 2020 г. она сократится на 9 млн по всем прогнозам Росстата.

ЧТО НАДО ДЕЛАТЬ в здравоохранении: приоритеты
Здоровье граждан трудоспособного возраста.
Здоровье женщин репродуктивного возраста и детей, пропаганда рождаемости.
Здоровый образ жизни.
Медико-социальная помощь для граждан старшей возрастной группы и инвалидов.
Повышение эффективности управления, ответственности и отчетности управленцев за результат.

ЧТО НАДО ДЕЛАТЬ в здравоохранении: задачи
Увеличить ежегодно на 780 млрд руб. финансирование (220 млрд руб. уже есть с 2011 г.).
Повысить в 1,5 раза тарифы на бесплатную медицинскую помощь.
Увеличить в 3 раза лекарственное обеспечение населения в амбулаторных условиях.
Повысить квалификацию медицинских работников.
Увеличить в 2-3 раза объемы высокотехнологичной медицинской помощи.
Развивать школьную медицину и производственную медицину.
Обеспечить поддержание материально-технической базы здравоохранения и информатизацию.

Первоочередные меры:
разделение министерства здравоохранения и министерства социального развития;
создание команды высокоэффективных управленцев;
подписать кодекс чести;
написание детальной программы здравоохранения до 2015 г. с целями, задачами, мероприятиями и индикаторами по улучшению здоровья населения;
совершенствование существующей законодательной базы;
активная гражданская позиция общества.

Что мы ожидаем, если эти задачи будут решены:
увеличение ожидаемой продолжительности жизни граждан на 3 года – главное условие для продления пенсионного возраста;
поддержание роста ВВП до 6% ежегодно (для 25 млн новых рабочих мест);
стабилизация в обществе.

http://www.ria-ami.ru/news/25870

Реклама

%d такие блоггеры, как: